ДОЛ "Зеленый город
им. Тамары Трушковской"
Ленинградская область, Выборгский район,
ж/д станция Каннельярви, п/о "Победа"
Офис: Санкт-Петербург,
ул. Сестрорецкая, д.8
(812) 430-40-78, 430-35-91
zg2005@bk.ru



Концептуальные основы

Организации педагогической  деятельности Детского оздоровительного  лагеря  «Зеленый город»

 

 

Введение:

 

 

Концептуальные основы педагогической деятельности детского  оздоровительного  лагеря «Зеленый город», (далее - Концепция), являются продолжением комплексных мероприятий педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря, педагогического и методического коллектива  по  подготовке и реализации программ организации детского отдыха, направленных на реализацию основных целевых  ориентиров, декларированных Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной  Указом Президента Российской Федерации от 01.06 2012 N 761, и Стратегией  действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.08.2012 N 864 (далее - Стратегия). Стратегия является основой для разработки и реализации органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, бизнес-сообществами, отдельными гражданами и самими детьми программ, проектов и мероприятий по различным аспектам жизнедеятельности детей, способствует объединению ресурсов государства и общества в интересах детей.

Согласно Стратегии, задачи  педагогической деятельности, методы и средства для реализации программного обеспечения деятельности детского оздоровительного лагеря «Зеленый город» направлены на:

реализацию потенциала каждого ребенка: создание условий для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности;

сбережение здоровья каждого ребенка: реализация мер, направленных на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка;

разработку и внедрение новых технологий социальной помощи, направленных на развитие внутренних ресурсов семьи: внедрение эффективных технологий социальной работы, предполагающих опору на собственную активность людей (членов семей);

разработку и внедрение форм работы, позволяющих преодолевать социальную исключенность уязвимых категорий детей: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении.

Концепция деятельности создается и утверждается на пятилетний период и является составной частью программы развития учреждения. Концепция основывается нормативно-правовых актах регионального и федерального законодательства, определяющих стратегию развития и правовое регулирование деятельности в части организации детского оздоровительного отдыха.

Концепция учитывает особенности демографического развития Санкт-Петербурга и исходит из того, что в силу взаимообусловленности социальных, экономических и демографических процессов, любые действия в социально-экономической сфере должны учитывать приоритеты ценностей здоровья и всестороннего развития детской личности, действовать в интересах семьи и ребенка.

 

 Основные положения:

 

Одной из основных задач Стратегии является повышение престижа и ценности семейного образа жизни и рождения детей, материнства и отцовства, укрепление духовно-нравственных ценностей и уважения к личности каждого члена семьи как основы психологической стабильности семьи и преемственности поколений.

Неслучайно выбор тематики педагогической концепции настоящего пятилетия ориентирован на возрождение духовной культуры России, поскольку большинство проблем современности, таких как: рост насилия в обществе, распространенность социально обусловленной патологии (алкоголизм, наркомания), кризис семейных отношений и семейных ценностей  (распад семей, рост детей, рожденных вне брачных отношений),  рост социального сиротства и безнадзорности, являются прямым следствием утраты духовных ориентиров и тенденции к утрате духовных ценностей.

Актуальность проблемы формирования духовности личности в современной ситуации обусловлена целым рядом причин. Назовем наиболее значимые из них. Сегодня многие недуги социальной жизни: преступность, аморализм, проституция, алкоголизм, наркомания и прочие - объясняются, прежде всего, состоянием бездуховности в современном обществе, состоянием, вызывающем серьезную тревогу и прогрессирующим из года в год. Поиск путей преодоления этих социальных пороков выдвигает проблему духовности в центр гуманитарного знания. Актуальность ее обусловлена также причинами экономического характера: по мере осуществления социальных, экономических, политических реформ в обществе, стремительно меняются условия и характер человеческого труда, его мотивация; и эта складывающаяся на наших глазах экономическая ситуация предъявляет новые требования к совершенствованию личности, к ее развитию, к таким личностным качествам, как нравственность, ответственность, чувство долга, которые в конечном счете являются показателями духовной зрелости человека.

 Духовная культура, как совокупность нематериальных элементов культуры: норм поведения, нравственности, ценностей, ритуалов, символов, знаний, мифов, идей, обычаев, традиций, языков -  представляет собой интегративную область построения педагогической концепции с широким потенциалом реализации в краткие сроки летнего отдыха. В то же время, именно это многообразие позволяет создавать многоуровневые программы различной продолжительности и тематики, в конечном итоге формирующие целостную картину жизни общества и человека. 

Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке. Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе. Искусство включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы их создания и потребления. Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехи познающего ума человека. Философия удовлетворяет потребности человеческого духа к единству на рациональной (разумной) основе. Духовная культура пронизывает все сферы социальной жизни. Человек усваивает ее через язык, воспитание, общение. Оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознание человека традицией и воспитанием в процессе жизни.

В основе данной Концепции лежит поступательное движение к формированию личности участников педагогического процесса  программно-целевым методом с использованием различных педагогических технологий и включает в себя пять тематических этапов – самостоятельных программ. Во время каждого из этапов, в соответствии с предварительной оценкой готовности участников, будет предложен набор тем и направлений на познавательно-чувственном уровне моделирующих систему отношений ребенка, подростка, членов его семьи, микрогруппы, сообщества детского коллектива к духовным ценностям  и ориентирам. Такое поступательное движение от этапа к этапу позволит решать следующие задачи:

сформировать  социоадаптивные навыки и способности личности ребенка;

подготовить  детей и подростков к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции,

развивать умения решать проблемы, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания;

сформировать ценностный духовно-нравственных потенциал личности, направленный на популяризацию в обществе семейных ценностей, укрепление духовно-нравственных ценностей института семьи и повышение общественного престижа семейного образа жизни, развитие семейных традиций, направленных на укрепление семейной идентичности и сплоченности, сохранение и поддержание взаимосвязи и преемственности между поколениями.